И всё-таки она вертится! (wi) wrote,
И всё-таки она вертится!
wi

Триумф маленького человека над большими целями

Воспоминания о Советском Союзе у многих из нас затуманены картинами предперестроечного дефицита. Очереди будто победили остальную память. С перестройкой во главу угла поставили маленького человека и его быт. Напомнили, что люди слабые - а права у них большие.

Маленький человек самовлюблённой поступью сошёл с методичек западных разработчиков, созданный старательной работой военно-концептуальных мыслителей. Вместо того, чтобы любоваться величием БАМа, нам предложили рассматривать носовые платочки «бедных» его строителей. Как это сделано, например, в Музее политической истории России в Санкт-Петербурге.

Быт возможно было вынести на первый план лишь потому, что в тот же момент отключили все другие смыслы и цели бытия.

Эрих Фромм пишет в книге «Иметь или быть»:

Дифференцирование понятий «иметь» и «быть» занимает меня давно. Я всегда искал для него эмпирические основания <....> И то, что я обнаружил, позволило мне сделать вывод: различение этих категорий стоит в одном ряду с различием между любовью к смерти и любовью к жизни и представляет собой важнейшую проблему человеческого существования.



Коммунистическое общество должно было дать человеку и материальную свободу - нужную для того, чтобы не ощущать нужды, и поставить его в такие общественные рамки, в которых было бы возможно максимально развить его творческий огонь. Эта идея вела революционеров на борьбу.

Что? ж человек? — За ревом стали,

В огне, в пороховом дыму,

Какие огненные дали

Открылись взору твоему?

Блок «Возмездие»

В людях всегда есть этот огонь. Он толкает их к самопознанию, развитию, творчеству. У одних горит он ярче, у других - чуть слабее.

Неолиберальное капиталистическое общество сегодня устроено так, чтобы погасить огонь творчества вопросами комфорта и потребления, фиксацией на потребностях тела. Изъять ту человеческую сущность, которая двигает историю. Убить жизнь, оставляя лишь комфортное существование.

Говоря словами «Великого Инквизитора» Достоевского:

"Но стадо вновь соберется и вновь покорится, и уже раз навсегда. Тогда мы дадим им тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы. <....>

Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. <....>

Мы будем позволять или запрещать им жить с их женами и любовницами, иметь или не иметь детей — всё судя по их послушанию — и они будут нам покоряться с весельем и радостью. <....>

Будет тысячи миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие познания добра и зла. Тихо умрут они, тихо угаснут во имя твое и за гробом обрящут лишь смерть. "


Будущее общество должно будет найти возможность небывалого развития всех людей. В противном же случае оно уничтожит сначала движение истории - во имя движения финансовых потоков - а затем и всё человечество.

Tags: СССР, будущее, мечта, перестройка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments